Почему египтяне считали кошку священным
животным
В древнеегипетской мифологии кошка играла
немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился
в кота, чтобы драться со змеем Апопом,повелителем темных
сил. Но прежде всего кошка олицетворяла богиню Бастет,
которая считалась покровительницей плодородия и материнства,
а также богиней радости и веселья. Ее изображали обычно
с телом женщины и головой кошки. В подобном обожествлении
проявилось, наверное, и восхищение человека чистоплотностью
кошки, ее заботливостью о своих котятах. Кроме того, ночной
образ жизни, загадочные, светящиеся по ночам глаза и невероятная
способность мгновенно исчезать, бесшумно ступая мягкими
лапами, и столь же неожиданно появляться вызывали удивление,
смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение
и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя
она и живет вместе с человеком, но при этом всегда гуляет
сама по себе, никому не подчиняясь. Родиной богини Бастет
был город Буба-стис, который находился восточнее дельты
Нила. Приблизительно в 950 г. до н. э. фараон Шешонк 1
основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини
Бастет распространился по всей стране. Греческий историк
Геродот, который в 450 г. до н. э. побывал в этом городе,
рассказывает о построенном там великолепном храме около
300 м в длину, посвященном Бастет. Здесь жили тысячи кошек,
за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец.
В красиво украшенном зале шириной 30 м, окруженном рвом
с водой, возвышалась метровая статуя богини. В других
городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили
деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини.
В начале года тысячи египтян приплывали в Бубастис на
торжества, посвященные богине-кошке. И начинался веселый
праздник, на котором люди ели и пили, танцевали и пели,
совершали щедрые жертвоприношения Бастет. Почти у каждого
египтянина была дома кошка—за ней ухаживали как за самым
дорогим существом. Если в доме начинался пожар, кошку
выносили из огня даже раньше, чем детей. Когда она умирала,
вся семья надевала траурные одежды, пела погребальные
песни, а в знак горя люди выщипывали себе брови. Умершее
животное натирали благовонными маслами и бальзамировали—только
тогда, по представлению безутешных хозяев, душа их любимой
кошки могла вновь вернуться в ее тело. Мумию кошки заворачивали
в пестрое погребальное платье, укладывали в маленький
гроб из дерева, бронзы или известняка, а затем хоронили
на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала
в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и даже
мумии мышек. В 1890 г, археологи нашли целое кошачье кладбище
вблизи Бубастиса. Исследуя останки найденных там животных,
ученые пришли к выводу, что они уже во многом отличались
от диких кошек. Кошки находились под особой охраной: если
человек случайно, а тем более умышленно, убивал кошку,
это каралось смертью. Персидский царь Камбиз во время
войны против фараона Псаммети-ха III воспользовался этим.
Он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и
привязать их к щитам. Военная хитрость удалась: египтяне
сдались. Они считали, что лучше проиграть битву, нежели
ранить или убить это почитаемое животное.
[Назад]
|